Парапланеризм в Хакасии
Paragliding in Republic Khakassia

Статьи о парапланеризме.

"Небо и Экстрим" сообщество свободных пилотов
"The sky and an extreme" community of free pilots
Обучение полету на параплане
 

 

Отчет красноярского пилота Алексея Сытника Sir ИНДИЯ 2010

День 0. Отъезд. 19 октября 2010

Как всегда, долгожданный день отъезда наступил внезапно. Билеты куплены, визы готовы, отпуск взят… Осталась суета крайних хлопот и приготовлений. Под конец беспокойного и не совсем трезвого дня – в машину, и едем по ночным улицам города. Пробрасывает снежком. Свежо… Ребята уже в аэропорту. Понеслась…

 День 1. Перелеты. 20 октября 2010

 Всю ночь и весь день проводим в аэропортах и чуть-чуть в самолетах. Тяжело. Перелет в аэропорт Амблитцар в Индии с пересадкой в Ташкенте. Ждем очередного рейса. Тепло, «как в Ташкенте»!

 Раннее утро, здание аэропорта завалено телами спящих на полу тут и там людей. Эти русские дорвались до «Тёти Фри» (дьюти фри, если по-англицки), и теперь коротают время (а заодно и отмечают встречу старых друзей) в аэропортской кафешке. Похоже на опохмелку. Галдят, едят, улыбаются… Хорошо…

 Индийский колорит начался за час до вылета из Ташкента – аэропорт заполонила толпа разной степени черноты индусов. Косятся на нас, как на обезьян. Чуть ли не единственные бледнолицые на борту. Хорошо, сфотографироваться не просят.

 Летим. Голубое небо, под крылом классические пустыни с барханами, и очень высокие горы с колоссальными скальными сбросами и снежниками. Между ними крутится легкомоторный самолетик. Забыв про жгущее глаза желание поспать, во всю таращусь в иллюминатор. 

 Индусы-соседи по креслу делятся своими летными ланчами. Через забитый рот благодарствую, уминая подогретую курицу с горошком. В качестве жеста братской дружбы народов презентую им соленые орешки и изюм – оказались рады. Однако курица вкуснее.

 На подходе к посадке под крылом – море плотной серой дымки. Погружаясь в него, дно удавалось различить только по лучикам солнца на ручейках и каналах.

 

 Индия встретила нас шибанувшим в нос запахом жирной маслянистой гари, духотой, и 30 градусной жарой. Вздохнув почти с тоской по 20 градусной «прохладе» Ташкента, грузимся в заранее заказанные машины. Их оказалось на одну меньше, чем заказывалось. Объяснить водителям, что 19 человек не поедут 6 часов неизвестно по какой дороге на 3х (пусть даже больших) автомобилях, оказалось очень трудно. «А что?! Вчетвером на задние сиденья, рюкзаки на руки, ну и еще в багажник человека 4 запихнуть можно.» В общем, настойчивый клиент всегда прав. Вызываем еще одну машину, едем.

 В глаза ударил пестрый колорит толпы велосипедистов, мотоциклов, каких-то педальных, вьючных, и моторных повозок. Разукрашенные пуще любой новогодней елки грузовики, являющие собой скорее произведение непонятного искусства, чем транспортное средство (на некоторых отдельных экземплярах лобовое стекло разукрашено настолько, что кажется, водитель ведет исключительно по приборам). Переполненные автобусы с торчащими из окон и дверей, а так же сидящими на крышах, аборигенами. И все это движется, рулит, и непрестанно бибикает, расходясь между собой в диковатых по крутости маневрах. Бибикалка – главный инструмент местного водителя. Пилот нашей машины неистово терзает клаксон по случаю и без: Когда страшно, когда весело, а иногда еще и просто так.

 Страх, переходящий в ужас, либо истерику – главный атрибут путешествующего автотранспортом по Индии туриста. Даже за 5 часов дороги мы ничуть не устали бояться. Двойные обгоны на закрытых поворотах, движение по встречной полосе в лоб к жмущимся к обочинам истерически верезжащим машинам (и уворачивание от таких же по своей обочине) тут – суровая реальность, данность, нормальная практика. На вопрос, страшно ли, водители говорят: «иногда». Им-то хорошо: они, индусы, после героической внезапной гибели переродятся во что-то хорошее. Нам, же, христианам, это, увы, не сулит.

 Кстати, о встречной полосе. Движение в Индии левостороннее, что внесло свою лепту в атмосферу хаоса и панического страха. Судя по всему, местные водители привычны к перепуганным матам на всех языках мира.

 Поразила густота жизни вдоль дороги. Все время создавалось впечатление, что мы движемся по одной большой деревне. Нескончаемые постройки, магазинчики, сараи, вперемешку с посевами и рынками. И все это наводнено людьми. Неописуемо колоритные личности стоят вдоль дорог, строят, торгуют, крутят педали, говорят, бредут, или просто блаженно восседают на обочине. Говоря проще – кишмя кишат.

 И при всей этой их суете, тесноте, и нищете практически все люди выглядят абсолютно счастливыми. Они улыбаются. Не нужно нести им демократию, строить коммунизм в отдельно взятой стране, насаждать бомбардировщиками социальную справедливость. Они просто счастливы. Есть чему поучиться.

 

Изможденные обилием новых впечатлений, аэропортами, самолетами, а так же кошмарами местных дорог, уже поздней ночью прибываем в конечный пункт наших мытарств – в Бир. Размещаемся в небольшом гестхаусе, где есть вожделенная возможность принять душ и горизонтальное положение. Утро наступило моментально.

 День 2. Бир. 21 октября 2010

При свете дня Бир оказался аккуратного вида деревушкой в предгорьях. Населен индусами и привычного нам «хакасского» вида тибетцами. Посреди деревни выделяются рыжими пятнами тибетские храмы, в которых периодически проводятся какие-то религиозные праздники – ряженые монахи совершают ритуальные танцы, бьют в ритуальные барабаны, и гудят в ритуальные трубы. Колорит! Экзотика!

 

По всему поселку множество кафешек (Если пересчитывать на русские деньги, плотный обед обойдется вам в 75-100 рублей), сувенирных (сувениры от 75 рублей) и вещевых (майка около 110 р.) магазинчиков. Почти везде возможен и приветствуется торг, чем с радостью  пользуются многочисленные разноязычные паратуристы.  Множество крохотных отельчиков подобных нашему (по-ихнему «гестхаусы»).

Для питания и просто чтобы посидеть мы облюбовали кафешку при общаге тибетского храма – мрачноватая, но аутентичная обстановка, приветливые, услужливые, но весьма бестолковые служащие – тибетцы. За внешнее сходство мы окрестили их «таджиками».

Первый день в Бире был летным весьма условно.

Ранние облака обещали грозовое переразвитие со всеми положенными ему атрибутами:  дождиками, грозными черными тучами, шквалами на земле и громомолниями. Практически так в итоге и получилось. По жутковатого вида серпантину без единого ограждения и со множеством узких закрытых поворотов (у каждого на скале намалеван    знак «дудеть!». Дудят.), поднялись на  старт – это на километр выше самого Бира. На старте начинал слегка накрапывать дождик, горы уже закрыты темными грозовыми тучами. Немного покрутившись и размяв крыло в неверных кочковатых предгрозовых потоках, сажусь как и все прочее, что летает. Наши ребята заходили на посадку последними, под звуки грома.  Отморозки. Ну что ж, для ознакомительного дня неплохо.

 Вечером Паша проводит своей группе учлетов теоретическое занятие по полетам в термиках, изучение посадок, теория местных стартов. Совсем зеленые, посадка только под надзором инструктора, термических полетов больше чем у половины не было. О-хо-хо!

 День 3. Драмсала. 22 октября 2010

 Утром все небо затянуто, начинается мелкий дождь. Решаем потратить день на шопинг в Драмсале – местном райцентре. Там располагается резиденция Далай-Ламы, а так же рынок – место паломничества туристов.

 Заказали машины - опять череда сумасшедших обгонов, жутких поворотов, (на этот раз по мокрой дороге. Для разнообразия) а так же толпы потенциальных жертв, и колоритное непрестанное бибиканье. Однажды нашему водителю пришлось сходу вписываться в узкий промежуток между коровой и встречным мотоциклистом. По глазам мотоциклиста легко было угадать, что он понимает – из них двоих уж корова, будучи животным священным, точно выживет.

 Уже в Драмсале по ужасающе узким серпантинам (пол-колеса над пропастью, а с другой стороны постоянно едут и бибикают) поднялись до самых туч на вершину горы – мы на месте.

Под проливным дождем наша компания рассредоточилась по множеству магазинов и лавочек, быстро обрастая сумками, пакетами, и аутентичными разномастными шапочками. На разграбление города отдано 2 часа. Продавцы наперебой зазывают, витрины и прилавки ломятся от тонн ненужных вещей, в ходе торга ценники опускаются в полтора-два раза. Глаза разбегаются. И деньги, к стати, тоже.

Увешанные покупками, мокрые, голодные, но довольные, встречаемся в ресторанчике на самой вершине горы. Наблюдая за обезьянами, лазающими по деревьям у самого окна, от пуза объедаемся местными яствами, не забывая дегустировать местный ром (неплохой, кстати).

Веселые, довольные, и сытые, по дороге домой попадаем в пробку: на улицах в разгаре  бесчинства по поводу какого-то их индийского праздника. Хлопки петард, машины увешаны украшениями, толпы ряженых, барабаны и трубы. Колорит прет через край!

 День 4. Облет. 23 октября 2010

 Ну наконец, полеты! Прошедший вчера-позавчера фронт изрядно почистил атмосферу, начала устанавливаться летная погода. Однако высокая влажность земли обещала опять переразвитие. Избавившиеся от дымки горы предстали во всей красе: засыпанные свежим белым снежком, обрамленные вчерашней разваливающейся облачностью. Красота!!!

 Поднялись на старт, готовимся. Земля влажная. Плохо.

 На маршруте было тревожно. Все началось с полной фронтальной гибели крыла в стартовом  потоке во время виража. Все по взрослому – уход крыла назад, энергичный клевок «в ножки», компенсация. Страшно. Весь день летаю как на иголках – «колупает» турбулентностью, намечается обещанное переразвитие, полеты у склона (в этих местах – дело обязательное) в таких условиях становятся просто пыткой. То крыло норовит  запрыгнуть на проносящуюся в считанных метрах от законцовки елку, то турбулентный воздух пытается развернуть аппарат к горе, в гости к обильно пасущимся повсюду козам. Под ногами почти отвесные склоны, камни, кряжистые деревья. Очень нервно. Нельзя делать большие перерывы в полетах. Вредно это.

 Не дойдя до намеченной точки –  самой высокой в хребте нижнего яруса горы с красивым названием «Биг Фейс», поворачиваю назад – над головой уже непристойно черные тучи, слышен отдаленный гром. Да и страху натерпелся – хочется вниз.

Через 1:50 после взлета, уставший и потрепанный, мягко сажусь у гестхауса, где обитает Макаров и компания. На земле красота – не качает, не колбасит, и если даже пытается убить – сперва бибикает. Хорошо!

Тимур обратно шел предгорьями и сел нештатно в районе «морковки» - красивого характерного храма, выкрашенного в красный цвет. Пилоты называют точку «Ред Темпл» - прекрасный  ориентир, место обитания дежурного потока, а так же неплохая посадка с приемлемым стартом на всякий случай. Слышал, там один местный фарцует дешевой травкой, и некоторые пилоты летают туда исключительно покурить на лоне природы.

 Для себя сделал вывод: в предгорьях делать нечего, и если не подниамет – надо жаться к горам. Приземлив на крохотную площадку, Тимур сам остался цел, однако крыло завесил на проводах, в обилие и без видимой логики развешанных практически повсюду.

 Вечером - заслуженное вечернее пьянство, обсуждение полетов. Красиво, когда у тебя под ногами заснеженные вершины гор.

 День 5. Маршрут за Биг-Фейс. 24 октября 2010

 Погода налаживается. Чистое солнечное небо прохладного утра обещает отличные полеты. Так и вышло. Небо над стартом было перегружено кишащими парапланами. Немного покружа, уходим всей стайкой на запад. Особо впечатлили полеты над заснеженными вершинами: над самой головой растет пушистое облачко, а под ногами вершина горы как на ладони, засыпанная нереально белым покрывалом снега. А вокруг – теряющиеся в дымке долины и холмы, утонувшие в сером море инверсии. И надо всем этим – голубое небо! И воздух становится холодным и жидким, будто бы родниковым. Истинно: «Надышаться можно только ветром»!

 Кажется, любоваться всем этим можно до бесконечности. Однако любоваться-то и некогда! Колупает. Особенно когда приходишь с перехода низко, нужно долго елозить вдоль сложного склона с каменюками размером с дом и высоченными кряжистыми елками. (Баобабами?! Пуями?!)

 Серьезность практически любой внештатной ситуации в воздухе возводит в квадрат удаленность и сложность местности. В этих местах даже посадка на запасном парашюте представляет опасность. Пеший выход из этих мест – дело не одного дня. Что уж говорить об эвакуации сколько-нибудь серьезно пострадавшего пилота. Опасность остро чувствуется везде, где приходится работать в метрах над склоном. А так как эта ситуация составляет 50% летного времени, практически весь полет происходит в обстановке опасности и нервного напряжения.

 Вознаграждением за эти десятки минут ужаса и нервотрепки является долгожданный настойчивый писк вариометра, отсчитывающего растущую высоту, и лихая термическая спираль.

 Перескакивая с хребта на хребет, любуюсь картиной внизу: в горах полно каких-то сооружений, электростанций (с непременными смертельно опасными паутинами ЛЭП), запруд, крутых серпантинов с тоннелями, и чарующей красоты водопадов. На узких вершинах отрогов ютятся утлые строения деревенского вида, возведены храмы и алтари, пасутся барашки и козы. Наличие неподалеку желанного восходящего потока можно уловить по появляющемуся в воздухе теплу, запаху навоза, блеянью овечек, влажному шуму водопадов, или по веселым крикам радующихся летучим разноцветным иноземцам местных ребятишек.

 Неторопясь кочуя в поисках очередного потока, наша группка в режиме тренировки уходит за 27 км от старта. Время 14:00, пора бы возвращаться. Ложимся на обратный курс, под задницей в обратном порядке стали проплывать отроги гор, серпантины, и водопады.

 Во время обработки узкого потока над гигантским камнем одного из отрогов, спешу, чтобы догнать ушедших вперед ребят. Кручу узко, и, выпав из узкого, но мощного потока, дожимаю клеванту. При входе в поток правая консоль крыла уходит в задний свал, получаю подсрыв и начало «парапланерного штопора» - негативного вращения. При выходе крыло кидается в ноги, компенсирую леденеющими руками. Прямо под ногами огромный кусок скалы. Страшно. Возвращаюсь в поток.

 Садимся в Бире уставшие, но довольные, спустя 4 часа после взлета. Измотанный обруливанием деревьев и скал склонов, с наслаждением сажусь. Так страшно мне еще нигде не леталось!

 День 6.Генеральная репетиция. 25 октября 2010

Отчего индусы считают коров священными животными?! Может быть, за их мудрое спокойствие. «Шанти» - читается в их больших влажных умиротворенных глазах древнее мудрейшее слово. «Спокойствие». В таком случае, индийские собаки тоже должны быть непременно занесены в сан святых. Животные эти даже спокойнее, чем буренки. Целыми днями лениво и безмятежно дремлют они на обочинах, крылечках, и проезжих частях. Видели, как бредущая по дороге собака, напрочь игнорируя истерическое бибиканье несущегося прямо на нее грузовика, ни с того ни с сего улеглась отдохнуть прямо посреди полосы. Шанти…

 Сегодня опять тренировочный день, разведка. Готовимся к бивуачному полету с ночевками в горах. Летали  недалеко и не торопясь, порядка 3х часов. Слетали до Биг Фейса. В течение дня база облаков понижалась, и когда мы были на Биг Фейсе, из облаков над вершиной вовсю мелькали ноги и законцовки крыльев прибывших туда ранее пилотов. Нет уж, спасибочки –  поворачиваем домой. Завтра большой день. Воздух был очень неспокойный, живой, поэтому посадка стала ожидаемой и заслуженной наградой за упорство.

 Вечером с ребятами обсуждаем планы на завтра, закупаемся провизией, водой, сухофруктами и орехами для питания в воздухе. Собираем все вещи вместе.

 День 7. Бивуак. 26 октября 2010

 Наконец, готовимся к свершению давней мечты – бивуачного полета! Немного страшновато…

 Набили подвески, кокпиты, и карманы снаряжением и снедью до треска в швах и застежках. Умудрился впихнуть в подвеску практически «невпихуемое» - аптечку, рем. набор, рюкзак, коврик, 3 литра воды, полную питьевую систему, кружку, сухое горючее, еду, дуги от палатки, которая с хрустом и матюками влезла в кокпит. Спальник приторочил впереди кокпита, поместив его на колени. Обвешанная всем этим барахлом, наша троица стала похожа на вьючных орлов. Стартуем. Дима стартовал раньше на час, и долгое время болтался над головой, терзая радиоэфир призывами лететь, и в итоге не вытерпел – пошел вперед. Вторым пошел Тимур, я – замыкающим. В воздухе весь груз снаряжения абсолютно не мешает, даже наоборот – крыло лучше управляется весом. Очень донимает спальник на коленях – он болтается и постоянно норовит куда-то соскользнуть. Потом нужно будет его перевесить.

 База облаков была выше, чем обычно, погода ровнее, да и я влетался. Поэтому летелось легко и не слишком страшно. Немного напрягло то, что Дима с Тимуром ускакали вперед, а я до Биг Фейса взялся вести томича Никиту, пришлось подождать его в одном потоке и поотстать. Над точкой пожелал удачи Никите и поспешил вослед стремительно «ждущему меня» на очередном переходе Тимуру и Диме, уныло отвисающемуся далеко впереди. После Бигфейса наподдал в скорости, и к концу маршрута догнал и даже слегка перегнал ребят. Наборы 3200, потоки 4-6, скорость 50 (ветер в спину), на переходах – минус -1 -1,5, спокойно, красиво. Чего бы и не лететь! На очередном переходе обнаруживаю, что одна из двух лямок, на которых висит спальник, отвязалась, и он болтается буквально на волоске – вот-вот потеряю. Опасно бросив все управление, переваливаюсь вперед, наглухо привязываю его.

 Спустя 2,5 часа после взлета мы втроем под самыми облаками (красота!) приходим к хребту, у подножья которого лежит Драмсала – намеченной посадке для ночевки, от старта порядка 42 км. Выбираем посадку. А вот и она! Окруженный опускающимися облаками отрог манит визуально неплохой посадочной площадкой на плечике, а так же наличием вокруг палаток. Советуемся по рации, заправшиваем Бир – сообщаем, что находимся в районе посадки, готовимся к приземлению. Заходим. Первым садится Дима, потом я. Площадка хоть и небольшая, но ровная и в целом неплохая. Наличие с одной ее стороны обрыва, а с другой - булыганов размером какой с собаку, а какой с дом, придавало построению глиссады и самому процессу посадки особую пикантность. Неожиданностью оказалась большая скорость параплана – высота 2800, и разрежение атмосферы оказало серьезное влияние на полет крыла. Поболтавшись над узким отрогом, угадывая заход, пройдя низко над неуютно твердыми на вид глыбами, от души пробежавшись по травке одеревеневшими за время полета ножками, с наслаждением гашу крыло. Под ногами твердая земля, на замену свисту ветра и писку прибора приходит покой и тишина. Божественно!

 Третьим, долго болтаясь в поднимающимся в тучу воздухе, плюхнулся Тимур.

 Не успели сложить крылья и оглядеться, как откуда не возьмись набежала толпа туристов – школьников, и плотно застроила нашу площадку палатками. К тому же, и облачность вскоре опустилась ниже уровня посадки – летели бы дольше минут на 40, и сесть здесь уже бы не смогли.

 После долгих поисков, находим таки место, где работает рация и телефон. Связываемся с Биром: у нас все хорошо. Узнаем отрывочную информацию  о том, что Карина села на запаске после добротного сложения, галстука, перекрута строп,  и авторотации. Грубо говоря, ситуация получалась аховая. Волнительно. А день-то серьезным был, оказывается…

 Зачарованные магическим зрелищем рождающихся под ногами облаков, обустраиваем лагерь, готовим на сухом горючем лапшу и прочие бич-пакеты. Ужинаем под привезенный с собой ром. Любуемся: справа – красное тонущее в розовеющих внизу сказочно объемных облаках солнце, слева – снежные пики пятитысячников, упирающихся в небо, прямо – темнеющий горизонт, поделенный надвое инверсией. Внизу мутно-серый, наверху – белый, переходящий в иссиня-  черный. Вскоре выступили звезды, близкие, и яркие, под ногами начал светиться фонарями и фейерверками город. Немые от счастья,  созерцаем, потягиваем ром. «Даже материться не хочется». Автономная ночевка в палатке под чужим незнакомым небом на высоте 2800, и все это – благодаря полету на параплане. Не об этом ли мечталось!

 День 8. Перелет. 27 октября 2010

 Ночь выдалась очень холодной. Поверх спальника на ногах рюкзак – и все равно они мерзнут. Если бы не каталитические бензиновые грелки, закупленные нами специально под это мероприятие, было бы совсем грустно.

 Всю ночь вороны, в обилии живущие в тех местах, дербанили прислоненные к палатке парапланы и гнусно каркали, не очень стесняясь наших возмущенных матюков. «Такое впечатление было, что мы уже умерли» - по утру изрек Тимур.

 Позавтракали в аутентичной кафешке неподалеку (стиль «Фаллаут») – автономка автономкой, а перед большим и трудным днем неплохо было бы поесть поплотнее, поэтому почти правильная глазунья пришлась в пору. Затарились местной водой. Собрали палатку, вещи, стали готовиться. Перевесил спальник – теперь он висит горизонтально сбоку подвески и стал похож на маленькую мягкую установку НУРСов. Дети свернули свой палаточный лагерь, предоставив в наше распоряжение прекрасную площадку для взлета. Следующая остановка – где-нибудь не доходя до Бигфейса.

Сначала лететь было очень тяжело – погода поздняя, потоков не было. Стартовавший первым Тимур сильно просел и карабкался внизу. Мы с Димой преуспели чуть больше: с полчаса болтались в непонятных пузырях на уровне старта. Наконец, наскребя метров 50 высоты, прохожу над местом нашего бивуака к освещенной солнцем горе за ним. Несколько минут тревожной обработки термодинамика у почти вертикальной стенки – и вот я под облаком на 3600, любуясь красотой вокруг. Под ногами рождается облачко из того потока, который наконец наладился обрабатывать Тимур. Прохладно, тревожно… Но красиво! Жизнь налаживается.

На переходе стоял ощутимый слив, поэтому приходилось тратить очень много высоты. С нижней половины гор работать было сложно – слабые турбулентные потоки. Со второй половины начиналась жесть: втыкало резко и много, после чего сразу и глубоко отпускало. В общем, тяжело летелось. Утренние облачка – барашки, мирно пасшиеся над вершинами в поисках вкусных теплых термиков, совсем зажлобели и превратились в циклопические злые тучи, жадно и неопрятно сосущие теплый воздух. Переразвитие.

На подходе к предполагаемой ночевке встретили Пашу Фокусника на тандеме с Сергеем, идущих к нам на бивуак. Слыша наши взволнованные переговоры о том, что пора бы садиться, и вообще ну его, сказал: «Погода есть! Надо лететь! Несслать, пцаны!» Попробовал сунуться дальше, но скоро развернулся и скромно предложил поискать посадку. Натерпевшись страху, налетавшись под, над, и в облаках, подходим к отрогу, на котором планировалось ночевать.

 Посадка была очень тяжелой. Над узким и длинным плечиком отрога стоял мощный и турбулентный поток. Поболтавшись над посадкой и тщетно пытаясь сесть, ребята ушли на другую площадку – парой сотен метров ниже, однако и она была – не сахар: чеки, с наветренной стороны воздух взбивают в турбулентность высокие деревья. Я садился на верхнюю посадку с час. Чуть не разобрался при неудачном заходе, пошарился по подветренным роторам, несколько раз чуть не сел далеко внизу. В общем, узнал, почем фунт лиха. Наконец, приноровился, и в промежутке между потоками топнул ножками травку аккурат в центре площадки. Крыло на земле, меня трясет, много говорю. Выпили по полста фронтовых с незнакомым пилотом, севшим туда на «ушах» получасом ранее. Это латыш Криша. В воздухе бивуачника легко отличить по болтающейся на внешней подвеске снаряге: спальникам, коврикам, кружкам. Десять мину т – и в нашу компанию плюхается его приятель Миша. У этого на подвеске болтался не только коврик, но и связка бананов с качаном капусты. Пять баллов! Сразу после не слишком мягкой посадки Миша  стал лихорадочно снимать подвеску, кинулся рыться в багажнике, и вытащил оттуда… Полтора десятка сырых яиц в лотке! И все целехонькие! Однако одно потом все равно разбили - банально при попытке съесть. Растяпы! Предложил рома, угостился эйрбананом, жутковато потемневшим то ли от солнца, то ли от ветра, то ли от высоты с холодом. Хотя, скорее, от всего сразу. Вкусом напоминал траву, консистенцией – манную кашу. Однако лучше бананов я не ел в жизни!

 Осматриваю живописный кишлак, рядом с которым сел. Ну чистый Афган! С десяток аутентичных строений из натурального камня с соломенными крышами, стойла, горы застарелого навоза, каменные дувалы. Людей нет. На первом этаже каждого домика – хлев (внутри говно), на чердаке – жилая комната. Мазаный пол, крохотный очаг. Крыша соломенная, а топят по-черному. Рядом индуистский алтарь. Аутентичненько.

 Спустя час, взмыленные, начали подтягиваться ребята, севшие ниже – ко всем нашим присоединился еще и Сергей из Москвы. Стали готовить ужин – порадовало обилие дров, разочаровал недостаток воды. Собрав все продукты в одну кучу, поделили бичпакеты по-братски. Поужинали у костра в центре кишлака, наслаждаясь горными видами, закатом, и интересным общением. Собрали в кучу всю имеющуюся питьевую воду, посчитали – маловато будет! По кружке чая, и на утро еще по пол-литра. Спать разместились на чердаках хижин – мы поставили внутри палатку. Ночь оказалась теплой, так что грелку пришлось затушить – жарко.

 День 9. Возвращение. 28 октября 2010

Вода закончилась быстро – у каждого осталась только заначка на полет: лететь несколько часов без глотка воды – мука.

 Позавтракав, собрались всем аулом на старте. Теплая ночь давала о себе знать: небо ясное и ни облачка, несмотря на то, что уже 11 часов. Слегка поддувает в гору. В общем – потоки задушены теплым покрывалом инверсии. Есть надежда, что с прогревом земли солнышком ситуация выправится. Связались с Биром: у них ситуация аналогичная, все, кто взлетел – неминуемо сели. Грустим: нам светит еще одна ночевка тут, либо бесславный слет вниз и позорное возвращение в Бир на такси. А ведь мы планировали еще минимум одну ночевку - на самой восточной точке основной части хребта «Три-Сиксти» названной так за прекрасный вид на 360 градусов вокруг. Туда по прямой добрых 35 километров. По такой погоде – задача не из легких, мягко говоря. Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах.

Можно и переночевать, конечно. Еда еще немного осталась, но воды-то уж точно нет. С сомнением посматриваем на зеленоватую лужу-водопой, в которой лениво возится какая-то мелкая мерзость. Есть таблетки для обезгаживания воды, можно прокипятить… Солнце греет, хочется пить.

От нечего делать развлекаемся фотографированием обезьян, среди камней подобно партизанам пробирающихся к кишлаку в надежде поживиться съестным.

Сразу после старта Миши, а потом и Криши, стало ясно – полет станет мучительным выживанием, и далеко улететь точно не получится. Озадаченно наблюдаем за тяжело выскребающим метры где-то внизу Тимуром. Обреченно готовимся. Надо лететь.

 Летелось низко, нудно, и сложно. Редкие и узкие потоки отдавали высоту неохотно, по метру, и высота эта нещадно сжиралась на переходах. В наборе то и дело утыкались в инверсию – потоки переставали поднимать, начинали шалить, кипеть, и теряться. Проболтавшись на одном уровне минут 20 рядом с каменистым склоном, тщетно пытаясь выбраться к рахитичным облакам, но так и не набравшись, приходилось, чертыхаясь, бросать все - становиться на переход, не имея высоты. После перехода у очередного отрога все начиналось с нуля: сближение с самым основанием горы, поиск «кончиками нервов» потока низко над склоном в кочкообразных «пузырях», жевание нудной, но более-менее верной «сопли» в +1,5 +2 м/с.

Измочаленный, выжатый, как сапер в конце долгого похмельного трудового дня, прихожу к РедТемплу. Посадка в Бире на прямой видимости (про Три-Сиксти, ясен пень, речи уже не идет). Видно, как барражируют заходящие на посадку крылья. Эфир полон информации от садящихся в Бире пилотов. Завидую! Очень хочется бросить все и свалить. На подходе у Ред Темплу видел, как Фокусник, долго и нудно пытавшийся набраться над «морковкой», на одной со мной высоте плюнул и встал на переход к Биру. Так же в итоге долгих сомнений поступил и я. Высоты немного, под ногами – сплошной лес. Проходя точку невозвращения с этого участка, чувствую холодок, хотя и вижу, что идущие впереди пилоты особо не теряют высоту. Жути добавил встретившийся по дороге нисходящий поток. С сердца упала жутких размеров каменюка, когда стало ясно: дохожу. Над Биром метров 200. Бросаю клеванты, откидываюсь назад, раскинув руки. Дошел! Отдыхать…

 Скрутил лихую спиральку над посадкой, топнул в центр посадочной мишени. Земля!

 А на земле уже толпа наших бивуачников: уставшие, обгоревшие, измотанные, они делятся эмоциями, радуются, что дошли. Все дошли. Тяжелый был день.

 Вечером пришли высотные перистые облака – сегодняшние трудности были первой ласточкой. Идет теплый фронт.  Завтра бы мы уже никуда не улетели – уже вечером ясно, что погоды не будет.

 Наш бивуак-флайт закончен. Сколько было прекрасных моментов! А сколько могло еще быть! Ну да ладно, что было, то было. Нам остается радоваться простым человеческим благам: теплому душу, еде, не содержащей местный аналог «Роллтона», а так же обилию чистой питьевой воды, которую можно пить без ограничения и ни с кем не делиться каждым глотком. Дружба дружбой, а жаба не любит жажду, и давит, чудовище зеленое.

 На земле нас ожидали неприятные новости: пока мы бивуачили, произошли несколько ЛП с участием российских пилотов: посадки на деревья, падения на склон. Неприятно.

 День 10. Горячие источники. 29.10.2010

 Утреннее небо полетов не обещало – вчерашний теплый фронт творит свое черное дело.

 Встретились с Пашей и Кариной у «таджиков», делились новостями. После тщетных попыток объяснить поварам, как нужно готовить глазунью, с боем прорываемся на кухню (то еще зрелище!) Под восторженными взглядами таджиков готовлю Правильную Яичницу: с поджаристым лучком, помидорками, и жидкими желтками. Эх, еще бы бекончика добыть! Посетители, увидевшие, как мы лопаем дымящееся исконное русско-холостяцкое блюдо, заказывают и себе. Таджик-шеф повар с восторгом ребенка наблюдал энтузиазм клиентов при поглощении впервые приготовленной им глазуньи – чуть в ладоши не хлопал. С этого утра в наш утренний рацион в обязательном п

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz